Новый Иерусалим Патриарха Никона — одно из самых выдающихся мест не только в России, но и во всем мире.
Перед историей Нового Иерусалима Патриарха Никона меркнут трагедии Шекспира.
Летом 1605 года у крестьян Мины и Марии в селе Вельдеманова Нижегородской губернии родился мальчик, Никита.
Мать его вскоре умерла, и отец женился на женщине, которая стала ребенку
злой мачехой.
Настолько злой, что она чуть не сожгла Никиту в печи, куда малыш залез погреться
и заснул.
Мальчика случайно спасла бабушка: услыхав его крики, она открыла заслонку
и разбросала дрова.
12 лет отроду Никита убежал в монастырь близ Нижнего Новгорода, где стал
послушником.
Как-то раз Никита со сверстниками-послушниками попал в дом гадателя-татарина.
Тот в сильном волнении объявил ему: «будешь Государь великий Царству Российскому».
Юноша лишь рассмеялся в ответ.
Умирающий отец мольбами уговорил Никиту вернуться из монастыря, принять хозяйство
и жениться.
Благодаря своим способностям молодой человек в 20 лет становится приходским
священником в соседнем селе.
Молва о преданности Церкви и народу, доброте, искренности, простоте, смирении и миролюбии, остром уме необычного священника разнеслись по округе. Возвращающиеся с Макарьевской ярмарки купцы уговорили его с семьей переехать в Москву.
Здесь его ждало страшное горе. В один год умирают все трое малолетних детей.
Глубоко опечаленный священник уговорил матушку, а прожили они вместе 10 лет, принять постриг и уйти в монахини.
Сам он отправляется на край света на Белое море. Там, на холодном и суровом острове в Анзерском скиту принимает монашество с именем Никон.
В трудах, подвигах, молчании и молитвах прошло три года.
Никон решает перебраться в Кожеозерскую пустынь. В утлом челне он попадает в свирепую бурю и чудом спасается.
После смерти престарелого игумена братия уговаривает его возглавить Кожеозерский монастырь.
По делам монастыря игумену Никону приходится бывать в Москве.
В столице он однажды встречается с 16-летним царем Алексеем Михайловичем и так ему нравится своей добротой, житейской премудростью, начитанностью, благородством, что царь не отпускает его обратно и назначает его архимандритом Ново-Спасского монастыря в Москве, где была родовая усыпальница Романовых.
Наступает момент, когда в 1652 году надо выбирать нового Патриарха.
Никон решительно отказывается от высшего церковного поста.
«Тогда царь, при большом стечении народа, в Успенском соборе, перед мощами святителя Филиппа, упал Никону в ноги и, «простершись на земле и проливая слезы», умолял его принять Патриарший сан. За ним поверглись наземь все остальные. Потрясенный Никон согласился принять нелегкий жребий Патриаршего служения, но счел нужным получить от всех клятвенное обещание быть ему, Патриарху, послушными во всех делах веры и духовной жизни. Царь, бояре, народ дали такую клятву» (цитата).
Патриарх Никон. Портрет работы В.В. Шилова
Источник репродукции -
www.danilovmaster.ru
В те времена после Смуты неустойчивость государственной и церковной власти (не зря XVII век называли «бунташным») привели к разгулу пороков на Руси, упадку нравов, пьянству и равнодушию к церковной службе.
Патриарх Никон начал твердой рукой наводить порядок, прежде всего в церковной жизни.
Распущенные, нерадивые, склонные к пьянству священники подверглись жестким
наказаниям.
В короткое время он добился существенного роста морального авторитета и социального
статуса священнослужителей и монахов.
При нем создавались школы как начального, так и высшего уровня.
«Церковь — не стены каменные, но каноны и пастыри духовные» — таково было правило Патриарха Никона.
Патриарх Никон упорядочивает богослужение, исправляет богослужебные книги по греческим образцам и заменяет при крестном знамении двуперстие троеперстием.
А.Д.Кившенко. "Патриарх Никон предлагает новые богослужебные книги" (1880).
Источник репродукции -
www.hist.msu.ru
В те суровые времена Патриарх Никон особо заботился о внешнем благолепии Церкви.
Сам он был исключительно скромен в личной жизни, например, в быту он
носил грубые и простые одежды, а под ними — железные вериги.
Но за богослужением он надевал такие роскошные облачения, какие не имел никто
из русских Патриархов.
Портрет патриарха Никона с клиром. Художник: неизвестен
Источник репродукции -
www.runivers.ru
Патриарх Никон, близко познакомившейся в детстве с людской злобой, всегда заботился о бедных и несправедливо притесняемых.
Неизвестный художник. Патриарх Никон в Спасских воротах.
Источник репродукции -
www.hist.msu.ru
По настоянию Патриарха царь принимал меры к пресечению пьянства, нравственной распущенности среди народа; велась активная борьба против казнокрадства, против несправедливости и мздоимства в судебных органах.
Сбывается предсказание гадателя: в знак особого расположения Патриарх Никон получает от царя титул «Великого Государя».
В стремлении к равенству всех перед Богом Никон наживает немало врагов среди власть предержащих.
Бояре оговаривают Патриарха Никона перед царем.
Обычная в таких случаях история: опала, неправый суд, лишение Патриаршего сана и ссылка.
Вот только конец необычный.
Перед смертью царь Алексей Михайлович в завещании просит у Никона прощения.
Новый царь Феодор Алексеевич хочет возвратить Патриарший сан Никону и просит его вернуться из ссылки.
Никон умирает по дороге в Ярославле 17 (30) августа 1681 года.
Тело Никона привезли в Новый Иерусалим в царской карете. Стояла сильная жара, но тело было не подвержено тлению.
Во время погребения, совершенному по Патриаршему чину, царь Феодор Алексеевич несет гроб с телом Никона на своем плече.
Через год в Москву были доставлены грамоты всех четырех Восточных Патриархов, восстанавливавшие Никона в Патриаршем достоинстве.
О благородстве Патриарха Никона говорит все лишь один факт. Когда во время восстания Степана Разина к ссыльному Никону прибыли гонцы от атамана с предложением благословить и стать духовным лидером, он ответил бунтовщикам отказом.
Церковная реформа Никона, к сожалению, вызвала раскол. Но эта дискуссионная тема выходит за рамки данного очерка.
У Патриарха Никона было много талантов.
Например, он был выдающимся зодчим.
Основанный Патриархом Никоном монастырь в Новом Иерусалиме академик И. Э. Грабарь назвал «одной из самых пленительных архитектурных сказок, когда-либо созданных человечеством».
Новый Иерусалим стал воплощением идеи Патриарха Никона о том, что после гибели Византии Русское государство стало центром мирового православия.
Согласно дерзновенному замыслу патриарха Никона Новый Иерусалим должен был стать копией, а точнее пространственной иконой Святой Земли.
Местность с холмом в излучине реки Истры удивительно точно напоминала древнюю Палестину. Селения и возвышенности в Русской Палестине стали называться библейскими именами: Назарет, Фавор, Ермон … А река Истра, обтекающая монастырь, стала Иорданом.
Благодаря усилиям Патриарха Никона и царя Алексея Михайловича на берегу Истры-Иордана возникает дивный храм-город.
Новоиерусалимский монастырь. Вид сверху.
Источник репродукции -
Монастыри с птичьего полета
Патриарх Московский и всея Руси Алексий II при жизни сравнил значение Нового Иерусалима для России с константинопольским храмом Святой Софии для Византийской империи.
Давайте солнечным морозным днем накануне Рождества совершим прогулку по Новому Иерусалиму.
Наша цель – не сухая академическая экскурсия, а именно прогулка с целью получить впечатления от этого выдающегося места.
Вот Воскресенский собор, в строительстве которого Патриарх Никон принимал участие не только как зодчий, но и как простой рабочий.
Рождественский вертеп перед Воскресенским собором.
Надвратная Входоиерусалимленская церковь.
Рождественский храм в Новом Иерусалиме.
Внутренне убранство подземной церкви святых равноапостольных Константина и Елены.
Иконы в церкви святых равноапостольных Константина и Елены
Внутреннее убранство церкви Успения Пресвятой Богородицы.
Иконы в церкви Успения Пресвятой Богородицы.
Елизаветинская башня.
Монастырские палаты.
Богоявленский скит в Гефсиманском саду — символ отшельничества, возведенный для уединенных молитв Патриарха Никона.
Здесь во время постов Патриарх Никон спал не более трех часов в сутки, а остальное время проводил в безмолвии, богомыслии и ученых занятиях.
Гефсиманский сад.
Река Иордан (Истра).
Закат над Новым Иерусалимом Патриарха Никона. Башня Давидов Дом.
Вот так и закончился прекрасный день в Новом Иерусалиме Патриарха Никона.
© Сергей Странник. 3 января 2012 г.
Все права защищены,
Смотри условия копирования материалов STRANNIK-SERGEY.RU
Фотоочерк создан на основе материалов из поездки в Новый Иерусалим патриарха Никона 31 декабря 2010 года.
Схема маршрута прогулки по Новому Иерусалиму.
Смотри здесь "Как добраться в Новый Иерусалим от Москвы" на электричке и на машине.
При подготовке очерка "Новый Иерусалим Патриарха Никона" были использованы следующие источники:
Новый
Иерусалим Патриарха Никона —
Никон, Патриарх Московский и всея Руси (Минин Никита Минич)
Новый
Иерусалим Патриарха Никона —
М.В.Зазыкин: Патриарх Никон. Его государственные и канонические идеи.
Новый
Иерусалим Патриарха Никона —
К 300-летию со дня кончины Патриарха Никона. ПРОТОИЕРЕЙ ЛЕВ ЛЕБЕДЕВ.
Новый
Иерусалим Патриарха Никона —
Новый Иерусалим — дорогая сердцу святыня христианского духа…
Новый
Иерусалим Патриарха Никона —
ПАЛЕСТИНА РУССКАЯ НА ИСТРЕ. Священник Димитрий Шмелёв
Новый
Иерусалим Патриарха Никона —
Патриарх Никон (1605-1681). Евгений Щигленко.
Новый
Иерусалим Патриарха Никона —
МОНАСТЫРЬ В ИСТОРИИ ПРАВОСЛАВИЯ.
Если Вам понравился фоторассказ - подпишитесь на рассылку:
Направления походов
По России