поход на Юг Подмосковья
Старые церкви. В Подмосковье много старых церквей. Где было село, там и старая церковь.
В дооктябрьской России село отличалось от деревни именно наличием церкви. Поэтому старая церковь всегда указывает на центр местности, в которую входило несколько деревень.
Сегодня мы отправимся пешком по Югу Подмосковья, чтобы посмотреть на четыре старые церкви.
Садимся на Павелецком вокзале в электричку и часа через два мы в Яганово.
От платформы Яганово до Авдулов недалеко (смотри схему маршрута в конце очерка).
Здесь на берегах речки Реута в Авдулово-1 возвышается старая церковь Покрова Пресвятой Богородицы.
Покровская церковь, сложенная из белокаменных блоков, была построена старинным дворянским родом Юреневых в 1762 году в самом начале царствования Екатерины II.
На возраст старой церкви указывают древние липы.
На фоне могучего ствола липа матерые туристы, руководители похода Михаил Гар (слева) и Владимир Макаренков (справа) выглядят очень хрупко.
Вокруг церкви было когда-то большое кладбище. Сейчас оно поросло бурьяном, лопухами и крапивой. Угадываются лишь отдельные могильные плиты.
Более подробно о старой церкви можно прочитать в приложении к очерку Старая церковь Покрова Пресвятой Богородицы в Авдулово, а мы пойдем дальше к старой церкви в село Верховлянь.
В село Верховлянь мы пойдем по полевой дороге.
Обычно названия сел оканчиваются на -о как Авдулово. В названии села Верховлянь отражено его местоположение в верховьях реки Осенка. Раньше село Верховлянь (а известно оно с 1577 г.) называлось Верховляны.
Оно лежало на пути из Москвы в Коломну и было богатым и процветающим селом.
Вокруг села Верховлянь поля с поспевающими хлебами.
15 июля. Самая середина лета.
Вокруг луга цветут.
Вот зеленое пятно клевера в окружении розовых пятен василька лугового.
Под белыми зонтиками бессмертника пламенеет буквица лекарственная.
Несмотря на свою разрушенность, старая церковь Рождества Пресвятой Богородицы в селе Верховлянь поражает своим величием. Ведь она построена в начале XX на пике процветания села.
А разрушена и оскорблена старая церковь Рождества Пресвятой Богородицы в селе Верховлянь была сильно.
В 1930-е гг. церковь закрыли, в ней устроили мастерскую по ремонту тракторов, позднее обрушили южную и северную стены.
Ребятам с Геокэшинга удалось записать рассказ старожила села Лидии Михайловны.
Весьма поучительная история для любителей поглумиться над святынями.
"Большевики и местные жители растащили иконы в драгоценных окладах и прочую
ритуальную утварь. Колокол сняли…
Череда
несчастий постигла одну из семей, принимавшей участие в разграблении. Отец
умер, попав под лошадь, а сын – под поезд. Затем повесился второй сын. Но
и позже не пошла на лад жизнь вдовы: дотла сгорел дом её замужней дочери" (Источник geocaching.su).
Таких историй по Руси не счесть числа.
Что больше всего потрясло в старой церкви Рождества Пресвятой Богородицы в селе Верховлянь, так это фрески.
Да, церковь разрушена, на земле валяются могильные плиты.
Но на стенах чудесным образом сохранились фрески неизвестного гениального художника.
И, несмотря на все издевательства, несмотря на то, что в стены вбиты какие-то крюки, полы заросли крапивой - старая церковь продолжает оставаться живой. Она излучает любовь и доброту.
Люди здесь продолжают молиться.
Старая церковь пронизана солнечным светом. Миша Гар поет "Царю небесный".
"Царю Небесный, Утешителю, Душе истины, Иже везде сый и вся исполняяй,
Сокровище
благих и жизни Подателю, прииди и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны,
и спаси, Блаже, души наша".
Восстановить бы эту красоту.
С чувством благоговения мы пошли дальше.
Более подробно о старой церкви читай в приложении к очерку Старая церковь Рождества Пресвятой Богородицы в селе Верховлянь.
Погост - древняя административно-территориальной единица на Руси. Некий аналог современных сельских поселений, муниципальных образований районного уровня в областях. Когда-то по погостам ездил князь со своей дружиной (погостить) собирать налоги (уроки). После распространения христианства центрами погостов стали села с церквями. Екатерина II отменила деление на погосты, заменив их волостями.
Начиная с этого времени (XVIII в.) погосты используются в значении «сельское кладбище».
От старой церкви Рождества Пресвятой Богородицы в селе Верховлянь к старой церкви Покрова Пречистые Богородицы на речке Осенке мы идем полевыми дорогами старинного Большого Микулина стана.
Когда-то Большой Микулин стан был крупным территориальным образованием и входил в состав Коломенского уезда. Большой Микулин стан включал в себя 13 погостов.
Наша цель - погост Юрьевец, что на речке Осенка с церковью Покрова Пречистые Богородицы.
Хорошо вокруг. Ветер гонит волны по пшеничным полям.
Радуются солнечному дню ромашки.
Изредка мы проходим по березовым лесам, которые выглядят очень празднично.
А так все больше поля, поля.
Копны убранного сена рождают чувство уверенности в завтрашнем дне.
В этих краях много малины, идя по дорогам от церкви к церкви, мы съели, наверное, каждый малины по целому ведру.
Мы идем по холмам.
Увы, старой церкви Покрова Пречистые Богородицы больше нет. Впрочем, как и нет древнего погоста Юрьевец.
Сейчас это погост Покровский, сельское кладбище.
На месте старой церкви Покрова Пречистые Богородицы стоит большой деревянный крест.
Старое кладбище буйно поросло бурьяном и крапивой.
Остались отдельные могилы.
Акакий Тимофеевич Чичин, видимо был, священнослужителем, а у Марии Федоровны лицо крестьянки.
Когда случилось безумие 1917 года, им было 48 и 40 лет. На их глазах происходило
уничтожение Русского Мира. Может быть от того в их глазах неизбывная скорбь.
А прожили долго: Акакий Тимофеевич - 83 года,
Мария Федоровна - 82 года.
Упокой Господи души усопших раб Твоих.
Мы идем дальше.
Обычно окончание -а на Руси имели деревни, но Богдановка является селом.
Мы идем в село Богдановка по проселочной дороге.
Хлеба поспели, качаются золотыми колосьями.
Село Богдановка расположена на очень древней земле. В окрестностях села Богдановка еще в XIX веке были раскопаны 5 курганов.
Старая церковь Иконы Божией Матери Казанская в Богдановке построена еще в XVIII веке.
Фундамент ее заложил Григорий Яковлевич Желтухин в 1715 г. при Петре I, а закончил строительство Казанской церки в село Богданово его сын Богдан Григорьевич Желтухин в 1748 г. при императрице Елизавете Петровне.
В советские времена Казанскую церковь в село Богданово постигла обычная участь. Старая церковь была конторой, складом удобрений и горюче-смазочных материалов и даже трактиром.
В 2003 по 2005 гг. благодаря тщанию настоятеля храма протоиерея Владимира Пахачева и пожертвованиям прихожан Казанская церковь была построена практически заново по сохранившемся рисунками.
Старая церковь Иконы Божией Матери Казанская в Богдановке имеет редкую особенность. Нет колокольни, колокола помещены на столбовой звоннице над входом.
В храме установлен новый иконостас, расписанный Заслуженным художником РФ Петром Стронским.
Нам надо успеть на вечернюю электричку, и мы вынуждены торопиться. Поэтому у нас нет времени сходить к знаменитому источнику, освященному в честь иконы Божией Матери «Неупиваемая Чаша».
Наш путь лежит к прудам на реке Осенка. Мы еще раз оборачиваемся к Казанской церкви в селе Богдановка - от возрожденного храма исходит такая благодать. По синему куполу церкви разбросаны золотые звезды, ведь купол означает небо.
Вскоре полевая дорога приводит нас к грандиозной системе прудов на реке Осенка.
Здесь мы славно искупались, день ведь жаркий. И пошли берегом в направлении станции Осенка.
Вроде бы дождь начал собираться.
Даже тучи по небу побежали.
Но дождь так и не пошел.
Можно было спокойно любоваться цветущими коврами по берегам прудов на реке Осенка.
Вот желто-фиолетовый марьянник дубравный и лиловые васильки луговые.
Сладко пахнет красный клевер.
Роскошествует колокольчик скученный.
В пойме реки Осенка множество прудов рыбхоза Осенка, площадь водного зеркала составляет 490 га. Здесь выращивают осетров, форель, карпов и другие виды рыб.
Поход мы закончили на проходной рыбхоза Осенка. Охранница изумилась: откуда Вы, кто пропустил на территорию рыбхоза? Но откуда мы пришли, забора и запрещающих надписей не было.
Как раз успели к электричке до Воскресенска.
Вот и закончился наш 38-километровый поход.
Оздоровительная физическая нагрузка, прекрасная природа Юга Подмосковья и погружение в русскую историю. От одного дня похода впечатлений и размышлений получаешь больше, чем от одного года жизни в большом городе.
Большое спасибо руководителям - Михаилу Гару и Владимиру Макаренкову за замечательный поход!
Приложения к очерку:
Старая церковь Покрова Пресвятой Богородицы в
Авдулово
Старая церковь Рождества Пресвятой
Богородицы в селе Верховлянь.
© Сергей Странник. 12 августа 2012 г.
Все права защищены,
Смотри условия копирования материалов STRANNIK-SERGEY.RU
Краткий отчет о походе
Пеший поход выходного дня: Яганово – Верховлянь (храм) – Коростыли –
погост Покровский – Богдановка (храм) – пруды на р. Осенка – Городище-Юшково
– р. Северка – Непецино – э/п до Воскресенска.
15.07.2012
- 15 июля, воскресение: 38 км.
Схема маршрута: Старые церкви на юге Подмосковья
Транспорт.
Туда - электропоезд: Павелецкий вокзал - пл. Яганово: 7.10-9.20.
Обратно - электропоезд пл. Осенка - пл. Воскресенк: 19.27-19.57,
Воскресенск
- Казанский вокзал: 20.02-21.55.
При подготовки фотоочерка были использованы следующие материалы:
Старые
церкви -
Храмы и сёла Земли Ступинской. Исторические этюды Евгения Родионова.
Старые
церкви -
сведения об источнике "Неупиваемая чаша" и купальне в селе Богдановка.
Старые
церкви -
сведения о Большом Микулином стане в Википедии.
Старые
церкви -
сведения с старых церквиях с сайта Ступинского благочиния.
Старые церкви -
сведения с старых церквях с сайта Коломенского церковного округа.
Старые
церкви -
сайт Заслуженного художника РФ Петра Стронского.
Старые
церкви -
фотоотчет о Юге Подмосковья Алексея Ярошина.
Если Вам понравился фоторассказ - подпишитесь на рассылку:
Направления походов
По России